октябрь 2020 год
Адаричева Е.А.
Классификация учебных проектов и содержание проектных заданий
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». В Тезаурусе для учителей и школьных психологов «Новые ценности образования» (М., 1995) термин «проектирование» определяется как «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть». «Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности» . Метод проектов – такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов.
Под проектными заданиями мы понимаем задания различного уровня сложности и поэтапной продолжительности выполнения, позволяющие актуализировать имеющиеся знания и приобрести новые самостоятельно, как под руководством учителя, так и индивидуально, в группе или коллективно, для решения выявленной проблемы на материале или в условиях реальной действительности.
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы дает широкое представление о классификации проектов по разным основаниям. В 1910-е гг. профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов:
- «проекты игр» - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в разного рода групповой деятельности (различные игры, народные танцы, драматизации…);
- «экскурсионные проекты», которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
- «повествовательные проекты» - разрабатывая их, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме»: в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной…
- «конструктивные проекты» нацелены на создание конкретного, полезного продукта.
По виду целевой установки (У.Х. Килпатрик):
- Созидательный – цель – практическое выполнение и использование.
- Потребительский – цель – развитие потребительских качеств личности.
- Интеллектуальный – цель – развитие мышления.
- Проект-упражнение, направленный на выработку определенных умений и навыков.
По уровню интеграции учебного материала (А. Стивенсон):
- Простой.
- Комплексный.
По способам выполнения и завершения (М. Рубинштейн):
- Ручной.
- Интеллектуальный.
- Комплексный.
- Незаконченный.
- законченный.
По степени реализации (А.И. Парамонов):
- Учебный – не предполагается реализация проекта или идея проекта нереализуема.
- Длительностный – есть реальный план реализации или уже сделаны попытки реализации.
По основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект (В.И. Воропаев) – тип проекта:
- Технический.
- Организационный.
- Экономический.
- Социальный.
- Смешанный.
По составу проекта и структуре его предметной области (В.И. Воропаев) – класс проекта:
- Монопроект – отдельный проект различных типа, вида, масштаба.
- Мультипроект – комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов, требующий многопроектного управления.
- Мегапроект – Целевые программы развития отраслей, регионов и других образований, включающий в свой состав ряд моно и мультипроектов.
По характеру предметной области (В.И. Воропаев) – вид проекта:
- Инвестиционный.
- Инновационный.
- Научно-исследовательский.
- Учебно-образовательный.
По размеру проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир (В.И. Воропаев) – масштаб проекта:
- Межгосударственный.
- Международный.
- Национальный.
- Межрегиональный.
- Региональный.
- Межотраслевой.
- Отраслевой.
- Корпоративный.
- Ведомственный.
По продолжительности периода осуществления (Н.В. Матяш):
- Долгосрочный.
- Среднесрочный.
- Краткосрочный.
По уровню сложности проектных заданий (Н.В. Матяш):
- Репродуктивные задания на воспроизведение по образцу.
- Поисковые задания.
- Творческие задания, направленные на создание новых объектов.
По содержанию (Н.В. Матяш):
- Проекты для решения конструктивно-технических задач.
- Проекты для разработки новых видов технологий.
- Проекты как решение задач производственно-коммерческого характера.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, групповую которую они выполняют в течение определенного промежутка времени. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, искусства.
Определим основные требования к использованию метода проектов во внеклассной деятельности:
- наличие социально и личностно значимой проблемы, требующей интеграции знаний, умений для ее решения;
- познавательная, практическая значимость результатов деятельности;
- организация самостоятельной деятельности;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
- использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы.
Метод проектов является составным элементом продуктивного типа образования, который могут осуществлять педагоги с достаточно развитыми творческими способностями.
В исследовании показано, что тематика проектных заданий может относиться к какому-то теоретическому вопросу школьной программы с целью углубить знания учащихся по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов связаны с каким-то вопросом, актуальным для практической жизни, требующим привлечения знаний учащихся из разных областей знаний, их творческих способностей и исследовательских навыков.
В рамках классно-урочной системы реализация таких проектов практически невозможна. Организуя проектную деятельность во внеклассной работе, учитель решает как задачу углубления знаний по отдельным предметам, областям науки , так и задачу занятости учащихся в послеурочное время. Для педагога коммуникативные, конструктивные, организаторские, креативные способности являются составной частью педагогического мастерства.
В исследовании мы рассматриваем проблему использования проектов во внеклассной деятельности учащихся. Нами разработана классификация внеклассных проектов и методика их использования. Разработан алгоритм выполнения проектных заданий, проводимых во внеклассной учебно-воспитательной деятельности.
В ходе исследования мы рассмотрели четыре этапа проведения внеклассного проекта, которые позволят успешно освоить специальные знания и умения учащихся в практической деятельности и социальной адаптации.
В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:
- погружение в проект. Этап короткий, но важный для получения ожидаемых результатов. На этом этапе учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, формулирует проблему проекта в общем виде. В результате проблематизации определяются цели и задачи проекта.
- организация деятельности. На этом этапе организуется деятельность учащихся (групповая, индивидуальная), определяются цели и задачи каждой группы, роль каждого участника проекта. На этом этапе происходит планирование работы по решению проблемы проекта.
- осуществление деятельности. На этом этапе учащиеся действуют самостоятельно. Учитель наблюдает за процессом.
- презентация результатов. Этот этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.
Сергеев И.С. считает важным правилом работы над проектом следующее: «каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт» . Сергеев И.С. предлагает пять этапов проекта, определяя проект как «пять П»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация.
При рассмотрении классификации проектных заданий изучили следующие составляющие метода внеклассного проекта:
- функции: функция научной пропаганды, функции информации, функции организации культурного досуга, функция расширения кругозора;
- высокая степень наглядности;
- внеклассный метод как активный метод распространения знаний…
В исследовании Малаховой И.А. представлена следующая обобщающая классификация проектов.
Основание классификации |
Типы проектов |
По профессиональной ориентации учащихся |
|
По взаимосвязи с другими проектами |
|
По уровню самостоятельности выполнения |
|
По времени выполнения |
|
По конечному результату (продукту) |
|
В ходе исследования мы определили классификацию внеклассных проектных заданий с учетом интересов и потребностей учащихся.
Внеклассный проект:
- учебный:
- по определенному учебному предмету (как правило, реализуется на факультативе по данному предмету);
- межпредметный.
- внеучебный:
- социальный,
- экологический,
- экскурсионный…
- смешанный.
Метод проектов во внеклассной деятельности, моделирование, изучение, анализ и принятие решений по конкретным ситуациям, деловые игры, использование компьютерных информационных технологий в обучении являются эффективными методами обучения и воспитания учащихся.
Выявлены факторы, влияющие на успешность разработки учащимися проектных заданий:
- четкое понимание проблемы исследования, поставленной цели и задач;
- осознанность знаний по вопросу, умение применять их на практике;
- умение организовывать свою деятельность, работу в группе;
- способность определять существенное, анализировать, обобщать;
- способность проявлять самостоятельность;
- способность творчески подходить к решению поставленных задач в разработке проекта.
Значение проектного подхода во внеклассной деятельности.
- Закрепление знаний по учебным предметам.
Проекты во внеклассной деятельности дают дополнительные направления и возможности для обучения. Знания, полученные на уроках, могут быть (и должны быть) использованы для принятия правильного решения. Проекты внеклассной работы не только помогают закреплять полученные по другим предметам знания и умения; часто знания, необходимые ученикам для работы над проектом, являются источником развития интереса к различным наукам.
- Развитие когнитивных умений.
Обучение и воспитание через проекты развивает когнитивные навыки и умения, что является очень полезным для учеников, каким бы видом деятельности они не занимались.
- Развитие социально-значимых знаний и умений.
В процессе работы учащиеся осознают свою социальную значимость и определяют жизненные приоритеты. У учащихся развиваются социальные умения, умение работать в команде.
- Организация внеурочной деятельности в школе.
Проектная деятельность во внеклассной работе является одной из лучших форм организации внеурочного времени в школе и вне ее.
Важным моментом при работе с учащимися во внеклассной деятельности при создании проекта является практическая работа, в процессе которой они приобретают социальную значимость, закрепляют теоретические знания, полученные во время обучения. Важнейшим фактором в подготовке учащихся к использованию метода проектов является формирование важных личностных качеств, обеспечивающих успешность этого вида деятельности.
*****
2021 год
Адаричева Е.А.
Метод проектов как средство развития познавательной активности
учащихся во внеклассной деятельности.
Современное общество развивается стремительно и ставит перед школой новые задачи. В современном мире практически во всех развитых странах основные цели обучения формулируются как интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления. В условиях гуманизации образовательного процесса перед современной школой стоит задача не только обеспечить учащихся необходимым объемом знаний, но и способствовать воспитанию у них активного, сознательного, творческого отношения к учению и деятельности в целом.
«Активность в учении … не просто деятельностное состояние школьника, а … качество этой деятельности, в которой проявляется личность ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательной цели» (1, с.54).
Успешному решению задачи развития познавательной активности способствует поиск в учебно-воспитательном процессе соответствующих условий и факторов. Современные школьники заинтересованы в получении практически-ориентированных знаний, которые способствовали бы их адаптации в обществе.
Проблеме развития познавательной активности учащихся посвящены труды Б.П. Есипова, М.А. Данилова, А.Г. Марковой, М.И. Пидкасистого, Ф.И. Харламова, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной, И.С. Якиманской…
Исследователи познавательной активности ведут речь о различных уровнях познавательной активности. Интерес представляют уровни познавательной активности , выделенные Т.И. Шамовой и Г.И. Щукиной. Разделение уровней познавательной активности, предложенное Г. И. Щукиной, опирается на традиционную классификацию методов обучения: первый уровень соответствует репродуктивно-подражательной активности, где собственная активность ученика в учебной деятельности недостаточна. Второй - поисково-исполнительский, при котором ученик уже самостоятельно пытается найти пути решения учебной задачи. Третий уровень — творческая активность, когда и учебная задача, и способы ее решения предлагаются самим учеником. Т. И. Шамова также выделяет три уровня познавательной активности, но определяет их не по методам обучения, а по образу действия: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая активность. Е.В. Коротаева предлагает выделить нулевой уровень активности, «характеризующийся не отказом от учебной деятельности, а скорее, индифферентным к ней отношением» (2, с.11). Таким образом, предлагаются следующие уровни познавательной активности: нулевой, относительный, исполнительный, творческий.
Развитию активной познавательной деятельности учащихся способствуют динамичность, разнообразие форм, методов, приемов обучения. Исследовательские, творческие методы обучения должны играть ведущую роль.
Важнейшим условием активизации познавательной деятельности учащихся является мотивация к учению. «Познавательной активностью мы будем называть все виды активного отношения к учению как познанию: наличие смысла, значимости для ребенка учения как познания, все виды познавательных мотивов; цели, реализующие эти познавательные мотивы, обслуживающие их эмоции» (3 ,с.45).
Познавательную активность на уровне направленности личности можно сформировать, если проводить целенаправленную работу по активизации познания не только в учебной деятельности, но и во внеклассной. Требуется новый подход к организации внеклассной деятельности, направленный не только на организацию досуга учащихся, но и вместе с тем на активизацию их познавательной деятельности.
Одной из нетрадиционных форм внеклассной работы в современной школе является проект. Организация внеклассной работы через проектную деятельность направлена на развитие познавательной, творческой, поисковой, экспериментальной деятельности учащихся.
Проект (от латинского – «брошенный вперед») - 1) совокупность документов (расчетов, чертежей) для создания какого-либо сооружения или изделия; 2) предварительный текст какого-либо документа; 3) замысел, план (4, с. 23).
Проект – творческая работа, лишенная шаблонов; это форма деятельности, направленная на активизацию познавательной деятельности учащихся; позволяет реализовать творческие и организаторские способности самого учителя и ,что важно, дает возможность учащимся раскрыть свои способности. «Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия…» (В. Гузеев).
Проект — это ограниченное по времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и специфической организацией. (В.Д. Симоненко) (5, с. 29).
Метод проектов не является новым в мировой педагогике, но вместе с тем сегодня его относят к педагогическим технологиям XXI в. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании. Дж. Дьюи и его ученик В. Х. Килпатрик предложили строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика. Считалось чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
Концептуальные положения теории Дж. Дьюи:
- ребенок в процессе своей жизнедеятельности повторяет путь человечества в познании;
- усвоение знаний – это неуправляемый, спонтанный процесс;
- ребенок усваивает материал, непросто слушая или воспринимая органами чувств, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях.
Условия успеха в обучении (по Дьюи):
- активность ребенка;
- проблематизация учебного материала;
- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
- подвести детей к противоречию и предложить им самим найти решение;
- столкнуть противоречия с практической деятельностью;
- излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- побуждать делать сравнения, обобщения, выводы;
- ставить конкретные вопросы и проблемные задачи (6).
Дж. Дьюи искал способы приобретения знаний, сообразные природе детского познания. Ценность его метода в современном прочтении видится в возможности освоения учеником способа самостоятельного познания.
Идеи Дж. Дьюи легли в основу теории и деятельности его ученика и последователя Килпатрика.
По мнению Килпатрика, педагог должен ставить перед собой цель поддержать и использовать присущую детям любовь к разрабатыванию планов. Проектом (по Килпатрику) является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. В. Килпатрик выделил четыре типа проекта:
- Воплощение мысли на внешнюю форму.
- Получение эстетического наслаждения.
- Решение задачи, разрешение умственного затруднения, проблемы.
- Получение новых данных, усиление степени познания, таланта (7).
В России 20-е гг. – это время поиска активных методов обучения. Методам традиционной школы противопоставлялись новые методы и организационные формы, способствующие активности и самостоятельности учащихся.
Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались практически параллельно с американскими. Небольшая группа педагогов-исследователей под руководством С. Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектных методов в практику обучения, уже начиная с 1905 г. Отечественные ученые изучили опыт американских коллег и творчески преломили их находки в области проектной деятельности для советской школы 20-х гг. Необходимым условием успешной работы являлся личный интерес обучающегося. Вместе со своими единомышленниками С.Т. Шацкий определил следующие элементы этого метода:
- Реальный опыт ребенка, который должен быть выявлен педагогом.
2. Организованный опыт (организация для учащихся занятий на основе
того, что знает педагог об опыте ребенка, полученный в результате его
деятельности).
- Соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания).
- Упражнения, дающие ребенку нужные навыки.
Поиск активных методов обучения был актуальной проблемой, так как промышленность того времени испытывала острую потребность в новых, образованных, творчески мыслящих кадрах. Метод проектов ориентировал учащихся на непосредственное включение в окружающую жизнь и базировался на принципе связи школы с жизнью посредством активного участия в преобразовательной деятельности.
П.П. Блонский заменяет название этого метода на «синтетический метод преподавания», Н.И. Попова - «объединенный метод», Е. Кагаров определяет его не как метод, а как комплексный принцип в дидактике, представляющий собой форму расположения учебного материала, способ разбора предметов и явлений, подлежащих изучению (8, с.65).
Отечественные педагоги 20-х г.г. проявляли интерес к психологическому аспекту проектного метода. П.П. Блонский, А.П. Пинкевич, А.К. Калашников и др. обращали внимание на необходимость учета психофизиологических особенностей ребенка при постановке целей обучения и воспитания, при отборе учебного материала и при выборе методов обучения.
Работая по проектным программам, школа не обеспечивала учащихся необходимым объемом систематических знаний; знания носили случайный характер, нарушался принцип систематичности и последовательности.
Постановлением ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден, после чего в отечественной педагогике он не практиковался до 80-х гг.
Проблеме внедрения метода проектов в учебно-воспитательную деятельность посвящены работы М.Б. Павловой, В.Д. Симоненко, П.С. Лернера, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, М.Б. Романовской, Е.А. Фураевой, Н.Ю. Пахомовой, И.С. Сергеева…
В настоящее время педагоги вновь обращаются к проектному обучению в рамках задачи гуманизации образования, видя в нем возможность развития познавательных возможностей и потребностей ученика.
Пахомова Н.Ю. рассматривает метод проектов с позиций возможности решения некоторых проблем современного образования: необходимость формирования у учащихся информационной компетенции, умений применять знания на практике; выработка у учащихся необходимых умений для формирования коммуникативной компетентности… «Новые условия использования метода проектов предполагают использование его как компонент системы образования, не разрушая сложившейся предметной классно-урочной системы» (9, с.6).
«Проектная деятельность при правильной ее организации способна наполнить смыслом жизнь и деятельность детей в ходе выполнения проекта. В проектной деятельности, - считает Сергеев И.С., - формируется опыт ребенка «быть личностью» - личностный опыт. В обобщенном виде – это опыт осмысленного и рефлексируемого поведения в мире, что значительнее важнее и предметных ЗУНов, и «умений проектирования». Внутренним результатом проектной деятельности для ребенка является накопление смыслов, оценок, отношений, поведенческих диспозиций» (10, с.30).
Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложнившихся практических заданий проектов. Этот метод является социально значимым и актуальным, т.к. развивает творчество, социальную и познавательную активность учащихся. Метод проектов, лежащий в основе организации внеклассной деятельности, стимулирует самостоятельное освоение учащимися новых и интеграцию имеющихся знаний, способствует интеллектуальному развитию, росту самостоятельности, творческой активности, инициативы.
В современной школе метод проектов находит применение и в учебной, и во внеклассной работе. Использование метода проектов во внеучебной деятельности считаю преимущественным. Во внеклассной деятельности учитель и учащиеся не регламентированы строгими временными рамками и могут планировать работу в зависимости от уровня сложности и длительности реализуемого проекта. Внеурочная работа, как одна из форм организации свободного времени учащихся, построенная на основе метода проекта, позволяет сделать учебно-воспитательный процесс более целостным, системным, ориентированным на личность ребенка, его способности и социальные потребности.
Метод проектов – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Современный исследователь метода проектов Е.С. Полат считает, что «метод проектов – не универсальный способ разом решить все сложные дидактические задачи, он должен вписываться в общую систему личностно-ориентированного обучения», и выделяет основные требования к его использованию:
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи).
- Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
- Использование исследовательских методов, сто предполагает:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач;
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования;
- оформление результатов;
- анализ полученных данных;
- подведение итогов;
- получение выводов (11, с.11).
В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы: погружение в проект, организация деятельности, осуществление деятельности, презентация результатов. Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная.
Задачи учителя: научить учащихся работать с информацией, с различным справочным материалом; научить находить всевозможные варианты решения проблемы; научить вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, излагать свою мысль.
К критериям оценки проектов относят: социальное значение проблемы, актуальность и важность поставленных проблем, самостоятельность разработки проекта, реалистичность, экономичность, перспективность, результаты.
При руководстве проектной деятельностью школьников дополнительной трудностью для учителя является отсутствие правила, позволяющего сразу и однозначно найти решение проблем. Профессионализм учителя выражается в том, насколько уверенно и грамотно он может спланировать работу учащихся над проектом, обеспечить мотивацию к труду. Учителю необходимо контролировать лишь ключевые этапы выполнения проекта, оставляя право принятия решений учащимся.
Примером проекта, проводимого во внеклассной деятельности, может служить проект «Строим микрорайон города», целью которого является развитие пространственных представлений, воображения и творческого мышления учащихся 5-6 классов. О важности формирования в этом возрасте навыков логического, пространственного мышления заявит каждый учитель. В решении задач развития пространственных представлений и воображения особую роль играет геометрия. В 5-6 классах решение этих задач, в отсутствие изучения геометрии в этих классах в учебном курсе, может быть осуществлено во внеклассной деятельности. Задачи данного проекта: изучение основных геометрических понятий, подготовка учащихся к изучению курса геометрии, развитие чертежных навыков, воображения… Этап организации деятельности включает знакомство с основными геометрическими фигурами и телами и составление плана и проекта микрорайона. На этапе осуществления деятельности учащиеся создают из бумаги макет и составляют заключение группы о функциональности микрорайона.
В этом возрасте важно придать занятиям характер игры, увлечь детей интересным и полезным делом. Изучение геометрии в 5-6 классе во внеклассной деятельности посредством метода проектов благоприятно влияет на отношение учащихся к математике, на развитие интереса к предмету.
Отношение учителей к применению метода проектов неоднозначно. На вопрос: «Необходим ли метод проектов в школе?» - лишь 50% опрошенных ответили «да», 33% - «нет», 17% - «частично». Считаю, что такое положение объясняют ответы на следующий вопрос. На вопрос: «Используете ли Вы метод проектов в своей практике?» - 100% учителей начальных классов ответили «нет», учителя средней и старшей школы ответили – 17% - «да», 83% - «нет». 100% учителей применяющих метод проектов считают его необходимым в школе и особенно эффективным во внеклассной деятельности. Негативное или равнодушное отношение учителей к методу проектов в большей степени связано с отсутствием знаний и умений по его применению.
Опрос учащихся, принимавших участие в каком-либо проекте, показал, что 91,4% понравилось принимать участие в проекте. На «отлично» свою работу в проекте оценили 20%, на «хорошо» - 51,4%, на «удовлетворительно» - 25,7%, затруднились дать оценку своей работе 2,9% опрошенных. На вопрос: « Определите самый интересный этап проекта», - были получены следующие ответы: организация деятельности – 34,3%, осуществление деятельности – 28,6%, презентация результатов – 37,1% учащихся. При этом распределение этапов по сложности оказалось таким: организация деятельности – 42,9%, осуществление деятельности – 25,7%, презентация результатов – 28,6%. Следуя полученным результатам опроса , можно сделать вывод, что учителю, организующему проектную деятельность, необходимо уделить особое внимание на этапы организации и осуществления деятельности, с целью повышения интереса к процессу осуществления деятельности учащимися.
Определяя свою роль в проекте, 14,3% учащихся назвали себя лидерами, 57,1% - активными помощниками, 28,6% - пассивными участниками. Учитывая эти данные, учитель должен способствовать понижению процента пассивных участников проекта, т.е. ребят, занимающих наблюдательскую позицию, слабо проявляющих себя в ходе работы. Проектная деятельность должна побуждать учащихся к познавательной деятельности, способствовать интеллектуальному развитию, росту самостоятельности и творческой активности.
В ходе реализации проекта учащиеся получают информацию и присваивают ее в виде знаний в процессе собственной деятельности, реализуют свои личностные качества, раскрывают в полной мере свои способности.
В результате внедрения метода проектов во внеклассную деятельность произошли качественные изменения в уровнях развития познавательной активности: в экспериментальных группах увеличилось число учащихся с исполнительным активным и творческим уровнями познавательной активности (исполнительный активный – с 17% до 23%, творческий – с 23% до 26%); уменьшилось число учащихся с нулевым уровнем активности (с 31% до 14%). Результаты исследования характера отношения учащихся к школьных предметам показывают повышение положительного отношения к предметам, знания и умения по которым были связаны с реализацией проекта. У учащихся повысилась эмоциональная удовлетворенность процессом и результатом обучения.
Исследование проблемы использования метода проектов как средства развития познавательной активности во внеклассной деятельности является важным и перспективным направлением современного образования. Теоретический анализ общих возможностей метода проектов по развитию познавательной активности показали, что применение проектов во внеклассной деятельности повышает уровень познавательной активности, что способствует улучшению показателей успеваемости, усилению мотивации учения, повышает интерес к учению в целом, усиливает самостоятельный, творческий характер учебно-воспитательной деятельности, способствует совершенствованию организации коллективной и индивидуальной деятельности школьников.
Метод проектов содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения. Метод проектов – важное средство, несущее в себе большой потенциал для разностороннего развития учащихся. Метод проектов – одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся. «Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта» (9, с.30).
Литература
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 209 с.
- Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся (вопросы теории и практики): Учеб. пособие/ Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 1995.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983.
- Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989.
- Симоненко В.Д. Предпринимательская подготовка в школьном курсе «Технология» //Предпринимательство и занятость юных. – 2000. - №3. – с.18-19.
- Дьюи Дж. Школа и общество. – М., 1925.
- Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. – Л., 1925.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. – М.: Педагогика, 1979. – Т.2. – 430 с.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003. – 80 с.
- Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура // Лицейское и гимназическое образование. – 2002. – №9.